Потолок производительности «Битрикс»
Спойлер - от Bitrix рано или поздно потребуется уходить
Если провести анализ интернет-магазинов крупных ритейлеров, можно отметить тенденцию ухода от Bitrix в сторону полностью кастомизированного решения

К сожалению, волшебной пилюли для ситуации, когда Bitrix достигла потолка, нет, поэтому первые шаги в случае предпосылок к масштабированию интернет-магазина лучше делать заранее. Чтобы процесс проходил безболезненно и бесшовно, следует определить критичные точки в инфраструктуре проекта.
Первый этап
- снять метрики производительности и выявить узкие места системы. Нужно выяснить, какие именно аспекты производительности вызывают проблемы, либо потенциально могут к ним привести. Составляется список разделов, который ранжируется в порядке приоритетов. В оценке ключевыми показателями являются производительность и влияние на бизнес. Зачастую на первое место в этом рейтинге выходит каталог товаров, далее работа с заказами, импорты и т. д.

Если онлайн-витрина уже столкнулась с проблемами производительности (периодической недоступностью в моменты пиковых нагрузок или, например, импортов товаров), то до перехода к следующим шагам следует стабилизировать работу backend-а. Сюда может входить:
  • доработка кэширования (усовершенствование существующего и добавление еще одного слоя) и правильной стратегии его прогрева
  • добавление или усовершенствование индексного хранилища для ускоренной выдачи данных
  • оптимизация запросов и взаимодействия с базой данных
  • реорганизация инфраструктуры серверов под ее оптимальное использование
Точный список зависит от состояния проекта.
Второй этап
- последовательный переход функциональных частей интернет-магазина на микросервисную архитектуру.

Поскольку Bitrix имеет ограниченную в масштабировании core-функциональности архитектуру со временем при возрастании кастомизированных функций усложняется процесс ее поддержки. Для упрощения процесса отладки без влияния на основные функции интернет-магазина, не останавливая его работу, лучшим решением будет постепенное обрастание микросервисами с возможностью переезда на них в будущем в случае необходимости.

Микросервис отвечает за конкретную задачу в рамках интернет-магазина (например, импорт товаров, работа с заказами, авторизация и регистрация пользователя и т. д.), при этом развертывается, обновляется и масштабируется независимо от всего приложения, за счет чего и достигается бесшовность ухода от базовой логики Bitrix.

Стоит отметить, что микросервисы нужны в проблемных высоконагруженных частях системы: работа с товарными остатками, ценами, товарами и т. д. Не нужно делать микросервисы ради микросервисов, потому что в итоге можно получить хоть и быстро работающий, но сложно поддерживаемый продукт, затратив на это внушительный бюджет.
Третий этап
- перевод frontend части интернет-магазина на новый современный технический стек. Современные технологии - Vue, React и т. п. легче кастомизируются и поддерживаются, лидеры рынка используют их в реализации своих проектов, однако, для работы с этими технологиями требуется API, чтобы выдавать нужные данные для формирования страниц. После перехода на микросервисную архитектуру не составит проблем реализовать API, чтобы передавать нужные данные на frontend и заменить его на современный стек. При этом есть другой путь - реализация API для перехода на другой стек frontend-а внутри Bitrix, но более оптимальным будет последовательное движение по обозначенным выше шагам с постепенным переходом на микросервисную архитектуру и уходом от “коробочного” решения frontend-части.

Результатом прохождения всех этапов будет оптимизированное и масштабируемое под требования бизнеса решение, способное выдерживать высокие нагрузки в моменты распродаж и других маркетинговых активностей. Первые позитивные изменения станут заметны уже после первых шагов 2 этапа - вынесении части логики интернет-магазина в микросервисы. Это показывает опыт наших клиентов.

Если вы столкнулись с проблемой производительности сайта на базе платформы Bitrix и ищете решение, наша команда готова в кратчайшие сроки помочь. Скорее пишите нам, чтобы обсудить запрос. Благодаря многолетнему опыту в разработке интернет-магазинов мы создаем высоконагруженные и эффективные решения, позволяющие достигать миллиардных продаж в направлении онлайн.
Made on
Tilda